Translate

воскресенье, 26 июня 2016 г.

Российская экономика может только ждать, станет Brexit "бурей в стакане" или накроет мир большой волной

Итоги референдума в Великобритании стали неожиданностью – по предварительным опросам сторонники Британии в ЕС все же должны были побеждать, но проиграли. 52% избирателей отдали голоса за независимость Соединенного Королевства от ЕС. Процесс Brexit'а может быть достаточно длительным, но в любом случае он несет риски для европейской экономики и целостности ЕС. Российские экономисты и аналитики дают первые оценки того, как выход Великобритании из Евросоюза может отразиться на экономике РФ.
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер":
- При всей политической важности, экономический итог не слишком значим: потенциал падения ВВП Великобритании – 1,5%. Это значимо, но не катастрофично. Для ЕС (Великобритания составляла 17% ВВП ЕС) потенциал снижения ВВП - 0.3%. Это не слишком много. Политически же выход Великобритании из ЕС - открытие ящика Пандоры. Следует ожидать усиления позиции евроскептиков.

Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН, в Facebook: - Для нас - краткосрочные последствия выхода Британии из ЕС. Укрепление доллара к евро и фунту - как следствие, ослабление рубля. Давление сильного доллара на цены на нефть, газ, металлы и продовольствие - падение цен на сырье- ослабление рубля - давление вниз на экономику России. Падение рынков акций - передача падения на российский рынок акций, пусть и в ослабленной форме (он настолько дохлый, что хоть в лоб, что по лбу).

Дальше - неизвестность - может ли вся эта суета стать "черным лебедем", "цепной реакцией системного риска", которая опять повалит все рынки и вызовет что-то похожее на глобальный финансовый кризис. Или останется бурей в стакане и рынки быстро опять успокоятся. 60-70% шансов - за это.

В любом случае, с высокой вероятностью увидим всплеск нестабильности, скачки внутри российской экономики. Слабый или очень сильный - зависит не от нас - только от внешних факторов. Может повалить снова или нет - не от нас зависит. Мы - просто экономика, находящаяся в оцепенении и ждущая, будет большая волна или нет, а если будет - то достанет или вдруг отвалится, не достав до ног.

Да, еще. Может подрасти золото, как это бывает во время кризисов.

Алексей Кудрин, экс-министр финансов РФ, глава Центра стратегических разработок (ЦСР), в Twitter: - Можно сожалеть о решении британцев о выходе из ЕС. Но катастрофы не произойдет, хотя на финрынке будет краткосрочная нестабильность. На Россию Brexit существенно не влияет. У нас свои проблемы, более чувствительные.

Думаю, ЕС придёт в себя, но как ЕС, так и Великобритания станут экономически слабее.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс", на Finam.ru: - Российская экономика в чем-то потеряет, в чем-то найдет. Например, уменьшится число противников "Северного потока". Сейчас Великобритания покупает, в основном, дорогой норвежский газ. Не исключено, что в результате этих процессов в газовом вопросе возобладает здоровый прагматизм. Но с другой стороны, если это случится, то единства в Европе будет меньше. А ЕС важный торговый партнер России. Мы не заинтересованы в рецессии в Европе, поскольку экспортируем ежегодно туда сырья на $160 млрд.

Анатолий Гавриленко, президент Российского Биржевого Союза, в своем блоге: - С сожалением услышал, что сторонники выхода Великобритании из Евросоюза победили на состоявшемся накануне референдуме. Как свидетельствуют окончательные результаты, опубликованные по итогам обработки бюллетеней со всех избирательных участков, 52% британцев проголосовали за прекращение членства Соединенного Королевства в ЕС, 48% выступили за продолжение евроинтеграции.

Лично я уверен, что интеграции всех стран нашей планеты нет альтернативы. Пусть постепенно и по отдельным вопросам, но людям разных национальностей и вероисповеданий надо учиться договариваться. В этом залог развития нашего маленького мира. Сегодня мы сделали шаг назад.

Николай Кащеев, директор аналитического департамента "Промсвязьбанка", в Facebook:

- Mind the bullocks. Новая социально-экономическа парадигма не может прийти вся в розах. И то, что видим с трепетом, - еще только часть вызовов. Пост-постиндустриальное глобалистское общество сталкивается в конфликтах с остатками индустриального. Это не считая остатков мировой деревни - в Малыя Азии и Африке. И это еще роботы не въелись по полной в оставшиеся рабочие места... Что тогда будет-то?

А большая проблема - вот она. Неадекватная времени элита. Ответы на вызовы дают популисты и архаики, остальные спят: business as usual, хотя это не так.

И, конечно, ВБ - самое слабое место ЕС (хотя там слабостей - на каждом углу по три штуки). Они самые особые, были и есть.

И - не надо иллюзий. В родовых муках, но новый мир родится. Не впервой, бывало брутальней. И он будет очень жестким для России в ее нынешнем виде. Как уже бывало. Надо думать над этим, а не играться на одном поле с ничтожными обреченными архаиками, надеясь на прилет астероида, чтобы всех разом. Впрочем, это уже в зубах навязло.

А теперь - вперед, дорогие англичане, давайте заболтаем для начала ваш референдум. Надеемся, что вас услышали - и довольно. Посублимировали - и будет.

Михаил Задорнов, президент-председатель правления ВТБ24: - Brexit был одним из потенциально дестабилизирующих факторов 2016 года. И он реализовался вопреки здравому смыслу, вопреки ожиданиям рынков, строившихся в расчете на то, что в момент голосования неопределившиеся будут придерживаться более консервативной позиции сохранения статус-кво.

Brexit создает серьезную неопределенность, поскольку ставит вопросы, ответов на которые не будет в течение достаточно длительного времени. А именно – какой будет конструкция Европейского союза, как будут строиться его отношения с Великобританией, не повторится ли ситуация еще в какой-то из стран Европы, не вызовет ли цепную реакцию и т.д.

Ситуация плоха, прежде всего, для финансовых рынков, и затронет она сначала британский и европейски рынки, а затем и развивающиеся. Не случайно коммодитиз, российские акции, акции других развивающихся рынков тоже теряют сегодня в цене, хотя и меньше, чем европейские фондовые индексы.

Чем это плохо для России? Тем, что фактор неопределенности будет снижать спрос на сырье и активы развивающихся рынков: инвесторы будут уходить из рискованных активов и, следовательно, меньше вкладывать в рынки развивающихся стран, в том числе, России. Правда, на нас это влияние будет менее существенным, поскольку к нам из-за санкций уже вкладывали существенно меньше.

Ожидания того, что в связи с выходом Великобритании из ЕС санкции с России будут сняты быстрее, мне кажутся иллюзорными. Снятие санкций совершенно четко привязано к выполнению минских соглашений.


Комментариев нет:

Отправить комментарий